27 декабря – ИА SM.News. Корр. – Жителей волнует доступность медицинской помощи, узких специалистов. Не хватает анестезиологов, инфекционистов, кардиологов, хирургов и много кого ещё не хватает. Чтобы попасть на приём к узкому специалисту, необходимо пройти настоящий квест.
В. Х.: — Несмотря на то, что по статистике в среднем обеспеченность врачами больше, чем по России, действительно на селе не хватает узких специалистов. Мы знаем, многие из них уехали в экономически более благополучные регионы, где заработная плата намного выше нашей средней зарплаты врачей по республике. Сейчас в семи регионах стартуют пилотные проекты. Там пересматривается система оплаты. Суть заключается в том, что где бы ни работал, цена вознаграждения должна быть одинаковой. Я рассчитываю, что этот окажется успешным и с 1922 года будет применён уже по всей стране. И рассчитываю, что наши врачи вернутся в республику и пополнят ряды своих коллег.
Корр: – Мне кажется, проблема ещё и в том, что семьи переезжают в Кызыл, чтобы дать хорошее образование детям. Места в школах – в этом тоже есть проблема.
В. Х.: — В целом идёт отток населения в город, мы это знаем. Мы будем комплексно решать этот вопрос. Создавать рабочие места в сельских муниципальных районах, строить школы, детские сады, больницы. Чтобы все были в одинаковых условиях, не хуже, чем в столице Кызыле.
Корр: — Вы назвали пилотные проекты. Тува входит в них?
В. Х.: — К сожалению нет. Но главное не это, важнее итог, когда закончится этот проект.
Корр.: — Много вопросов у людей по общественному транспорту. Сообщение с Сукпаком плохое, автобусы часто ломаются. В Шагонаре жители жалуются, что невозможно добраться из одного конца города в другой. Можно ли запустить сообщение с Тоджей? Будет ли наконец обновлён автобусный автопарк Кызыла? Это лишь малая часть обращений…
В. Х.: — В моём послании депутатам Верховного Хурала это поднимается как острый вопрос. Я дал прямое поручение соответствующим министерствам. Особенно остро стоит проблема в Кызыле. Нужна система в перевозках. Наше министерство обратилось к учёным Тувинского государственного университета, чтобы помогли разобраться и выстроить правильную систему в столице. Университет с удовольствием откликнулся и скоро мы получим итог их работы, их подсказку. Также я послание включил момент, где мы планируем заложить на следующий год 108 млн. рублей для приобретению автобусов по лизингу. Автобусы низкопольные, удобные особенно для пенсионеров и инвалидов. Это не только по Кызылу, но и для межмуниципальных рейсов. В следующем году, после приобретения, хотим открыть рейсы Кызыл – Ак-Довурак, Кызыл – Эрзин.
Что касается Тоджи, пока мы не приведём в нормативное состояние туда дорогу, рейсовое сообщение проблематично. Сейчас мы туда достраиваем мост, также вы знаете, что в 2023 году в целом Тоджинский район будет электрифицирован. Район полностью изменится, в том числе и рейсовые автобусы появятся.
Корр.: — Но также всем известна проблема кадров. Водителей не хватает…
В. Х.: — Сегодня средняя зарплата водителя общественного транспорта около 45 тысяч рублей. Этого мало – работа очень ответственная. Я уже дал поручение изыскать источники финансирования в виде дотаций, субсидий, чтобы поднять зарплату в пассажирском АТП, чтобы там могли соответственно поднять з/п до 60-70 тыс. рублей. Если этот вопрос будет решён, желающих будет много сесть за руль общественного транспорта.
Корр.: — В республике высока стоимость жилья, особенно сравнении с соседями, той же Хакасией. Цена на однокомнатную квартиру доходит до 5 млн. рублей. Высока и стоимость стройматериалов. С другой стороны мы скоро получим возможность приобретать и качественное коммерческое жильё. Плюс у Тувы будет инфраструктурный бюджетный кредит.
В. Х.: — С тем, что в Кызыле однокомнатная квартира стоит 5 млн. рублей, никак нельзя мириться. До сегодняшнего дня в Туве жильё строилось в основном по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, а также детям-сиротам. Строительства коммерческого жилья как такового не велось. Сейчас мы определили на территории Кызыла пять перспективных земельных участков. Градостроительный потенциал этих участков не менее 750 тыс. квадратных метров. Если с каждым годом будем наращивать строительство, цена безусловно будет падать. Сейчас в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития региона мы уже наладили выпуск на базе ООО «Восток» железо-бетонных изделий. И хотим наращивать его. В следующем году мы доведём выпуск кирпича до 10 млн. штук. Это тоже сыграет свою положительную роль. Появится возможность строить, как в старые добрые советские времена, кирпичные дома. Чем больше кирпича, тем меньше цена на одну условную единицу.
Корр.: — Поясните, что это за пять районов, определённых под застройку.
В. Х.: — Прежде всего это освобождённый участок, который мы все знаем как «Шанхай». Там будет район «Монгун». Там будет не менее 150 тысяч квадратных метров жилья. В 2022 году мы приступаем там к строительству школы. Там два детсада уже работают, будет ещё один, начнём строить в 2024 году.
Также будет микрорайон «Иркутский». Также будут кварталы в Спутнике, в районе полигона, а также микрорайон «Московский». Инфраструктурный бюджетный кредит (в пределах 1 млрд. рублей), который мы защищали, как раз и пойдёт на развитие этих участков. На инженерные коммуникации – водоотведение, теплосети, электричество.
Корр.: — Но в бывшем Шанхае уже стоит школа, правда аварийная. Её будут сносить?
В.Х.: — Сейчас мэрия Кызыла подготовила расчёты. Надеюсь, с наступлением тепла эта работа начнётся.
Корр.: — Земли у нас вроде бы много, но хватает её не всем. Вы изучили все подводные камни этого вопроса?
В. Х.: — Да, пространства у нас много, но мы «голую» землю продавать не можем. Прежде всего земельные участки должны быть обеспечены электроэнергией. 7 апреля при назначении меня на должность временно исполняющего одним из первых вопросов я поднял проблему энергодефицита. Мы не можем развиваться, строить жильё, фабрики-заводы, если у нас нет электроэнергии. Сейчас Правительством РФ принято решение о строительстве высоковольтной линии от Шушенского в сторону нашей республики. В Кызыл энергомощности, достаточные для обеспечения новых земель, придут 2024, может быть годом раньше. У нас порядка 3800 граждан, которые входят в льготную категорию. Вблизи Кара-Хаака мы предусмотрели участки, там семья должна получить не менее 8 соток. Окончательно выйдем на расчёты и поймём, скольких мы сможем поддержать.
То есть мы должны подойти комплексно. Сначала строим ЛЭП, потом выдаём участки, либо параллельно.
Корр.: — Где ещё будет эта комплексная застройка?
В. Х.: — В министерстве земельных и имущественных отношений мне сообщили, что в районе Вавилинского затона есть площади, где можно выделить порядка 180 земельных участков. А ещё можно расшириться в сторону пгт. Каа-Хем. И будем рассматривать в сторону микрорайона Спутник. То есть постараемся рассмотреть максимальное количество возможностей.
Эти сложности связаны в основном с Кызылом. В районах такой проблемы, думаю, нет. Там есть земельные участки, которые можно обеспечить. Например, в районе совхоза «Победа», в Сесерлиге. Многое зависит, повторю, от электрообеспечения. И эти земли отойдут льготным категориям граждан. Такое поручение Министерству энергетики я тоже дал.
Корр.: — Нонсенс: в 2014 году в Кызыле сдали дом, который через три года признали аварийным. Жильцы выиграли все суды. Но их так и оставили там жить. Запутанная история.
В. Х.: – Да, к сожалению в начале реализации этой программы применялись проекты, скорее пригодные для жилья вахтовиков. Плюс сами застройщики некачественно выполнили свою работу, применяли токсичные материалы. Сейчас дано поручение мэрии Кызыла, а также Минземимуществу изыскать возможности для временного переселения этих жильцов. Они попадают во второй этап переселения, который стартует в 2025 году и продлится до 2030 года. Мы примем все меры, чтобы люди не страдали.
Корр.: — Насколько регион сотрудничает с Фондом содействия развитию ЖКХ? Была информация, что он тоже может выделить какие-то средства на завершение первого этапа целевой программы.
В. Х.: — Мы действительно обратились в этот фонд. Решение принципиальное по нам есть, остались лишь какие-то штрихи.
Корр.: — Ещё одна нерешённая проблема – бродячие собаки. Казалось бы, где-то уже продвинулись в её решении, по крайней мере перестали убивать собак, перешли на стерилизацию, но всё равно задача не решена.
В. Х.: — В том числе и потому, что сами хозяева зачастую не следят за своими животными. Но я сейчас говорю о бродячих собаках. Сейчас мы в бюджете увеличили в два раза ассигнования под эту задачу. Мы главное – мы будем выделять средства на строительство приютов для животных, для проведения работ, связанных со стерилизацией. Также будем поддерживать НКО, которые работают в этом направлении. Объявляются и конкурсы на отлов бродячих собак. Это могут быть организации, это могут быть отдельные инициативные граждане. Что касается принятия каких-либо жёстких нормативных актов по мер и по ответственности нарушителей закона, то Министерству сельского хозяйства и Минюсту даны соответствующие поручения, эти документы уже на выходе. И скоро мы их рассмотрим на уровне правительства.
Корр.: — Вам удалось многое сделать по снижению цены на уголь. Все помнят эти истории с судами и выигрыш спора с монополистом. Но если в Кызыле и в центральных районах люди почувствовали снижение тарифов, то в отдалённых это по-прежнему больной вопрос.
В. Х.: — Да, мы понимаем, что там на цену влияет ещё и транспортировка. Хотя нами установлены определённые тарифы, но к сожалению некоторые предприниматели нарушают действующий порядок. В следующем году решили в 10 районах совместно с муниципальными властями организовать склады. Причём решать это будет в первую о очередь само районное звено, без особой указки сверху. Но будем перевозить уголь нашим транспортом, где будет чёткий тариф. Разницу будет возмещать республиканский бюджет. Тут уже никаких игр не будет. У каждой бюджетной организации будет также свой склад. Пока уголь в полном объёме до них не доходит, в том числе и население само топится порой этим углём. Будем выделять топливо на определённый период, чтобы был необходимый запас. Можно сказать, это будут государственные топливные склады. Пока же фактов привлечения к административной ответственности недобросовестных поставщиков нет, но в этом направлении мы работаем. Уже в следующем году картина должна кардинально поменяться. Однако на создание таких складов, в том числе на строительство с нуля, нужно время. Полагаю, к началу следующего отопительного сезона это произойдёт.
Корр.: — Вы поменяли своих полпредов на местах и заменили их на кураторов. Что изменится? Является ли это частью административной реформы, в рамках которой произойдёт замена глав районных администраций?
В.Х.: — Понимаете, это муниципальная власть. Там свои законы. Председателя администрации назначают по конкурсы депутаты соответствующего уровня. В последнее время мы начали плотную работу с районами. Хочу, чтобы власть на местах, прежде всего председатели администраций, определила драйверы, проекты для роста. Для этого мы сформировали рабочие группы. Два месяца назад приняли решение назначить кураторов из числа членов правительства. Сейчас решили, что не один человек будет заниматься кураторством, а целая группа из разных ведомств. Она и будет находить вместе с руководством района точки роста. И в ближайшее время начнём обсуждать по графику каждый район. Там и увидим, насколько реалистичны эти проекты. Если мы увидим формальный подход, будут делаться выводы организационного характера.
Но вообще у меня нет цели следом за ликвидацией полномочных представителей заняться заменой глав администраций. Если человек готов принять новые требования и найдёт в себе силы для работы, я буду только рад. Хочу предложить рабочим группам уже в ближайшие дни, в том числе в январские каникулы заняться своими районами.
Корр.: — Об экологии. Тува у нас замечательная, чистая, чего не скажешь о столице. Вы видите решение в строительстве завода по производству сжиженного газа. Уже даже есть инвестор. Но точка присоединения не определена. Есть подвижки?
В. Х.: — Не обязательно строить завод, если где-то уже есть готовый. Достаточно получать готовый. Но здесь очень много этапов надо пройти. В Кызыле нам нужно переводить котельные, дома с печным отоплением на техническое перевооружение. Нужны соответствующие сети, нужна регазификация, станции хранения. Мы будем участвовать в программе «Чистый воздух». Это означает возможность отапливаться за счёт электричества. Но уже по сниженным тарифам. В 2022 году это сделать будет проблематично, но на 2023 год мы постараемся обязательно туда попасть. А чтобы, как вы говорите, найти эту точку присоединения, нам надо завершить разработку топливно-энергетического баланса республики. Где будут фигурировать данные, за счёт чего мы будет отапливаться, сколько кубометров газа требуется. После этого документ должен пройти проверку в Минэнерго России. И только потом мы можем сказать Газпрому, какие объёмы нам нужны. Сейчас мы эту работу и делаем.
Корр.: — И последнее. На последнем заседании Госсовета Президент Путин публично поздравил Вас с днём рождения. Это не намёк на какое-то особое отношение?
В.Х.: — Думаю, все руководители субъектов – это часть команды Президента. Если у кого-то приятное событие, тот же день рождения, почему бы ему не поддержать? Это нормальное человеческое отношение. Просто так получилось, что моя дата совпала с датой Госсовета. Я был в Москве и участвовал в заседании, это просто так получилось. Я в этом ничего такого не вижу.