Фото: vk.com

«В Туве добились снижения отпускной цены на уголь». Таков совокупный заголовок практически всех СМИ в республике и далеко за её пределами. Тема тарифов на уголь – поле сразу нескольких стыков: экономического, социального, управленческого и правового. Возможно даже личностного, ибо такие споры всегда сопровождаются личными отношениями. А ещё это политический стык.

Если брать хронологию этого года, то формально всё началось ещё в начале апреля, когда состоялся первый контакт Президента РФ Владимира Путина с Владиславом Ховалыгом, которого глава государства назначал временно исполняющим обязанности Главы Тувы. Встреча шла всего несколько минут, у Ховалыга было в запасе лишь возможность тезисно обозначить, с чего он хотел бы начать.

Так вот в эти несколько предложений назначенец успел вставить фразу про цены на уголь. Что народ недоволен и что надо разбираться. Путин молча кивнул, что можно было расценивать как угодно: да, разберитесь, да, я вас понял, а может и просто ничего не хотел сказать.

Основные события стали разворачиваться уже ближе к осени, а всё это лето, в том числе и тогда, когда Ховалыг активно ездил по районам Тувы (и как в качестве временно исполняющего, и как кандидата на губернаторский пост) шли проработка вопроса. Индикатором служили не только мнения экспертов и профильных чиновников, но прежде всего – мнение простых людей. Народ демонстрировал недовольство «грабительскими ценами». Шутка ли, в Монгун-Тайге цена за тонну угля порой превышала 7 тысяч рублей.

На обывательском уровне это не укладывается в голове. Тува лежит на угле, запасов на миллиарды рублей (и долларов) и на столетие вперёд, есть своя выстроенная технологическая база, в том числе малозатратная (большинство добычи производится открытым, не шахтным способом), а цены на порядок выше, чем в соседних регионах.

А ведь ещё есть доказанные запасы месторождения Межегейское, которые оценивают в 700 млн тонн коксующегося угля. Evraz приобрел лицензию на право пользования недрами Межегейского угольного месторождения и учредил угольную компанию Межегейуголь в 2010 г. А в глобальном плане это всё вотчина Олега Дерипаски.

Доходит до того, что завозили балахтинский уголь из Красноярского края (да и сейчас завозят). Потому что дешевле, что само по себе выпадает из экономической логики. Разумной экологической логики.

В итоге кабинет министров Тувы всё-таки отважился на радикальный шаг. Глава Тувы Владислав Ховалыг подписал указ, устанавливающий предельные тарифы. Разумеется, в первую очередь это обрадовало население республики — ту его часть, которая использует печное отопление. Прикидочно это минимум 90 процентов всех жителей.

Отпускная цена определялась в размере 2.220,1 рублей за тонну. Это почти на 500 рублей ниже, чем до этого. Вопрос тарифов решался тяжело. Представители угольной отрасли настаивали наоборот даже на увеличении отпускной цены.

В правительстве региона не согласились, отмечая, что цены на уголь в регионе за 10 лет поднялись в пять раз. В соседней Хакасии твёрдое топливо стоит в три раза меньше. В регионе были изучены затраты, которые несёт Тувинская горнорудная компания. Выяснилось, что в себестоимость были включены дополнительные расходы, не связанные с добычей и продажей угля. Прямые затраты также времена были искусственно увеличены.

Также вызывало вопросы то, что угольные предприятия вывозили уголь и продавали его дешевле чем внутри Тувы. С доводами правительства согласились в региональном Управлении ФАС.

Главы Тувы Владислав Ховалыг:

«До последнего пытался решить угольный вопрос путем переговоров. Я же понимаю, что на разрезе работают наши люди, предприятие платит налоги в наш бюджет. Мы заинтересованы в его благополучии, в гармоничном партнерстве и обоюдной выгоде. Но удивительное дело – нашу позицию поддержали и профильные министры, и вице-премьеры федерального правительства. А со стороны бизнеса, менеджеров компании и материнского холдинга – никакой реакции, никакого встречного движения. Об этой проблеме докладывал и на встрече с президентом страны».

После регионального постановления о снижении тарифов на розничный уголь самые задаваемые вопросы были – будет ли оно исполняться и уто будет контролировать? Следующей задачей стал контроль за выполнением постановления. В Кабинете министров разъяснили, что созданы рабочие группы, которые будут контролировать исполнение документа. Появились рейдовые бригады, которые наблюдали за перекупщиками и поставщиками.

Начальник Службы по тарифам Эдуард Куулар:

«Существует административная ответственность за завышение установленных цен, которая предусматривает штрафные санкции. Для физических лиц штраф составляет 5000 рублей, для юридических – 10000 рублей».

Тогда многим показалось, что силы не равны. Дескать Голевская компания всё равно выдавит своё. В какой-то момент так и случилось. Более того, пришлось даже опровергать слухи об отпуске цен на уголь. В популярных мессенджерах несколько дней циркулировала информация, что тарифы отпустят сразу после выборов, а само решение Правительства Тувы о фиксации цены на уровне 2200 рублей за тонну якобы лишь отвлекающий предвыборный манёвр.

Разговоры о возможном изменении цен на отпуск и транспортировку связывали и с перекупщиками, которые больше всего и пострадали от недавних действий кабинета министров.

Министр ТЭК Республики Тыва Роман Кажин-оол:

«Это однозначно. В соответствии с принятым постановлением правительства РТ стоимость утверждена до конца года и до следующего регулирования. Соответственно, в тот искусственный ажиотаж, который создается определенными лицами на угольном разрезе, населению Тувы не стоит верить. На угольных разрезах Каа-Хема и Чадана цена на топливо не будет меняться. Мы будем контролировать ситуацию».

Итак, тарифы будут контролироваться правительством. Речь может идти только о понижении цены. Транспортные расходы также регулируются – 5,7 рубля за тонну. Тарифы за услуги складов также не менялись. Таким образом, при определении цен на реализацию перекупщик должен лишь вычесть из прежнего тарифа 467 рублей.

Особенно это важно для отдалённых районов. Власти рассматривают возможность подключить и других перевозчиков, в том числе из Монголии, которым удобнее возить уголь в приграничные районы Тувы.

А потом были суды. В одном случае суд частично встал на сторону Голевской компании. По словам и. о. первого вице-премьера Александра Брокерта, на тарифе, установленном правительством республики, решение ВС не скажется. В свою очередь в минюсте сообщали что подадут апелляцию на решение суда.

Прокуратура Тувы полностью поддерживает правительство республики в хозяйственном споре с монополистом. Ведомство изначально встало на сторону правительства в хозяйственном споре с Тувинской горнорудной компании. Источником для прокурорской проверки также стали скриншоты с ценниками, которые стали выкладывать в социальных сетях возмущённые потребители. Известный борец Айдемир Монгуш выступил с открытым письмом:

«Уголь — жизненно важный источник энергии для населения Тувы, так как других источников энергии у нас нет. Уровень платёжеспособности людей тоже на низком уровне по России, так что не усугубляйте ситуацию, пожалуйста, хозяева «ТГК», — обратился он к руководству.

И. о. первого вице-премьера Александр Брокерт:

«Правительство будет и дальше добиваться снижения цены на каменный уголь, чтобы она была доступной для населения республики. В начале отопительного сезона на фоне новости о снижении стоимости угля на отпускном пункте Тувинской горнорудной компании возник ажиотаж – образовались длинные очереди из желающих приобрести уголь».

Правительство региона проявляет последовательность в своей борьбе с монополистами. В Туве создадут государственную сеть по регулированию угольных поставок

Поручение по созданию централизованных складов в муниципалитетах – в противовес перекупщикам-спекулянтам дал Глава Тувы Владислав Ховалыг. Новая транспортно-логистическая структура должна напрямую осуществлять поставки и складирование каменного угля в муниципальных складах, а уже оттуда продавать топливо населению по сниженным ценам.

Ховалыг провёл встречу с профильными министерствами и там пришли к необходимости возобновить ещё советский опыт – в виде райтопов и гортопов.

Глава Тувы Владислав Ховалыг:

«Я получаю десятки сообщений от граждан, которые сигнализируют о завышении цен на уголь в районах. Местные администрации откровенно недорабатывают. Народ страдает из-за их нерасторопности, этим пользуются и перекупщики. К каждому из них не получится приставить сотрудника Службы по тарифам, уполномоченной оформлять протоколы. Выход мы видим в открытии по всей республике сети государственных топливных складов. Это будет нашим вторым шагом, чтобы жители Тувы без лишних затрат могли купить уголь».

Следующий виток противостояния – в стенах УФАС. Правительство Тувы выигрывает арбитражный процесс у угольного монополиста. Но точка ещё не была поставлена. В УФАС, когда начали изучать документы, тоже обратили внимание, что монополист искусственно и необоснованно завышал тарифы. В себестоимость включались траты, которые не имели прямого отношения к производственному циклу. Хотя этот же уголь за пределами ре6спублики порой реализовывался на порядок дешевле – вообще за 1700 рублей за тонну, хотя должны были продавать на 800 рублей дороже.

В конечном итоге правительство Тувы и ТГРК договорились. Скорее всего это ещё не точка в теме, но решительный шаг к урегулированию топливного кризиса.

Глава Тувы Владислав Ховалыг и и.о. гендиректора ТГРК Андрей Видуто подписали в Кызыле соглашение, по которому отпускные цены на уголь останутся в республике на прежнем уровне, обозначенном властями. Срок действия соглашения – два года.

Отпускная цена в 2.220 руб/т остаётся. Снижена цена и для оптовых игроков – 2985,6 руб/т. Также ТГРК обязана участвовать в гуманитарных проектах, например «Социальный уголь» — для обеспечения углём малоимущих слоёв.

В качестве «отступного» и как вариант поддержки угольной отрасли ТГРК получает право продавать уголь на экспорт по своей цене. На соглашение также повлияла позиция федерального правительства. При участии вице-премьера Андрея Белоусова Владиславу Ховалыгу удалось прийти к хорошему результату переговоров.

Между прочим, это первое за последние 8 лет состоявшееся соглашение по цене на уголь между правительством республики и ТГРК. До сих пор стороны выясняли отношения исключительно в судах.